ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
На Главную Написать письмо Карта сайта
ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
КОНТАКТЫ
КАРТА
ПРИРОДА ДАЕТ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ
УДОВЛЕТВОРИТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Сенека
ОКЕАН И АТМОСФЕРА
Океан
Атмосфера
Взаимодействие
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОКЕАНА И АТМОСФЕРЫ
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ   (Продолжение)

Использование данных о взаимодействии океана и атмосферы для прогнозов еще не находится в той стадии, когда можно просто взять первое и получить второе. Прогнозисты принуждены пока сводить в ряды наблюдения и методами статистики обрабатывать их, выявляя таким образом взаимосвязи. Но сохранятся ли они и в будущем? А прогноз это ведь именно будущее — на малый и на большой срок. Стало быть, надо искать внутренние связи, изучать весь единый и многогранный механизм термогидродинамических взаимозависимостей. Только в этом путь совершенствования методов прогнозов .изменения состояния океана и атмосферы. И уже возникает новая задача — предсказание возможных изменений климата, его колебаний. Как и другие, она не является чисто теоретической. Климат менялся и в прежние эпохи, на-» ступали и отступали ледники, теплели и холодали гигантские участки суши и океана, цвели сады в сегодняшних пустынях. Человек не управляет климатом, но современный уровень знаний и потребностей человечества вплотную подводит к этой проблеме.

Казалось бы, в таких глобальных-проблемах, о которых мы говорим, не могут занимать большого места локальные явления, например загрязнение. Однако это не так. Загрязнение угрожающе растет и не принимать его во внимание уже невозможно. Известно, например, что нефтяная пленка на поверхности океана, оставаясь длительное время, нарушает баланс энергии и веществ, уменьшает поступление в воду света и тепла, влияет на теплообмен, испарение, влагооборот. Каким путем происходит взаимодействие океана и атмосферы? Во-первых, это микромасштабные процессы в приводном слое воздуха и приповерхностном воды. Обмен веществом, газом К теплом, количеством движения .и др. является' как бы предтечей более крупномасштабных взаимодействий. Далее следуют среднемасштабные процессы, они определяют свойства пограничных слоев атмосферы и океана, таких их особенностей, как инверсия, распределение скоростей и др., гравитационных волн. И наконец, крупномасштабные процессы завершают эту краткую, самую общую систему взаимодействий, о которой подробно будет сказано ниже. Им обязаны океанические течения и общая - циркуляция атмосферы, включая тропическую и умеренных широт. Эти циркуляции зависят от микропроцессов, конфигурации материков и океанов, обмена теплом.

Тепло поступает из океанов в атмосферу в тропических областях путем теплопередачи и в виде скрытой теплоты испарения. Атмосферная циркуляция поддерживается нагревом в низких шпротах и потерей тепла в высоких. Тропические широты, таким образом, — один из важнейших, районов, где формируются изменения в распределении и интенсивности циркуляции атмосферы. Но в океане, где очень велика теплоемкость, возникают инерционные силы, также влияющие на атмосферу. При этом как бы уменьшается взаимодействие, появляется устойчивость, Особенно в крупных масштабах в океанах. По выражению А. А. Аксенова, ключ к долгосрочному прогнозу погоды находится в океане. На Втором Международном океанографическом конгрессе? в Москве (1966 г.) приводился такой пример. Связь циркуляции атмосферы над Лабрадорским течением и. проливом Дэвиса с количеством айсбергов дает возможность знать в марте, сколько айсбергов появится в районе Ньюфаундленда1 с апреля по июнь. Связь между интенсивностыо атмосферной циркуляции в Северной Атлантике и аномалиями температуры воды позволяет предполагать волновую природу переноса тепла в замкнутой циркуляции вод Северной Атлантики, его периодичность. Последняя может быть использована в сверхдолгосрочных прогнозах, порядка 2—3 и 4—5 лет.

В современных теоретических моделях учитывают и передачу энергии ветра, и неоднородность поля плотности самих океанических вод, поддерживаемого климатическими процессами. Внешний фактор циркуляции ветра как бы накладывается на неоднородность поля температуры, солености, а следовательно, и циркуляции вод. В 60-х — первой половине 70-х годов расширились исследования в области взаимодействия океана и атмосферы. К этому времени уже стала совершенно очевидной необходимость установки сети буйковых станций, работающих в автоматическом режиме, создания кораблей погоды. Начался быстрый рост и качественное обновление отечественного научного флота. Появились суда типа «Академик Курчатов», дающие возможность вести наблюдения в Мировом океане длительное время и на больших пространствах. Так началось в конце 60-х годов практическое осуществление натурного эксперимента по проблеме взаимодействия, исследования трансформации энергии и структуры пограничных слоев океана и атмосферы. Одновременно с экспериментальным направлением (и благодаря ему) интенсивно развиваются теоретические взгляды на океан и атмосферу, как на единую систему.

В конце 70-х годов в СССР начаты специальные экспедиции по изучению тропических, циклонов и связанных с ними явлений в тропической зоне Тихого океана. Напомним, что словом «тайфун» называются тропические циклоны, зарождающиеся в районе Юячно-Китайского моря, Филиппинских островов и над океаном. Тайфуны движутся к берегам Индокитайского и Корейского полуостровов, а затем, меняя направление, через южные острова — к Японии. В редких случаях тайфуны захватывают Приморский край и, трансформировавшись, доходят до берегов Камчатки. Наиболее часты тайфуны в конце лета и осенью. Изучение тропических циклонов, их зарождение, эволюция и прогнозирование — очень важная и малоизученная проблема. Пока никто не может сказать, но какой причине (пли причинам) при 10 облачных образованиях только из одного рождается тропический циклон. Многие задачи в этой области еще остаются неясными. Разработан ряд способов для изучения структуры атмосферы над океаном, в частности над тропической зоной: сбрасывание с самолетов специальных топ-зондов, наблюдения на прибрежных станциях, островах и аэрологических полигонах, образованных группой научно-исследовательских судов. Такие полигоны организовывались в экспедициях «ТРОПЭКС-74», «Тайфуи-75», «Муссон-77». Работы этого направления продолжаются и развиваются.


natuerlich.ru © 2008-2015
Все права защищены
E-mail:info@natuerlich.ru
Главная    :    Статьи    :    Контакты    :    Карта сайта